Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости.
Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Особую роль в моей практике имеют настольно-печатные игры. Это игры типа лото, мозаики, домино, парные и разрезные картинки, игры - головоломки и другие. Педагог дает образцы выполнения действий, указывает на неправильное выполнение их отдельными участниками, показывает при этом образцы контроля за действиями партнера. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью, в процессе игры с которым ребенок может активно действовать, привлекать к совместным действиям сверстников. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино.
Астрономия - предмет, изучение которого происходит лишь в 11 классе, а в 5-10 классах для этого существует внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности, где обучение осуществляется без оценок и без домашнего задания, крайне важно создавать условия, при которых учащийся должен иметь мотивацию к учению, запоминанию иногда внушительного объёма информации, так как целью является подготовка к предметной олимпиаде.
Такая необходимость и подтолкнула меня на создание своих настольно-печатных игр. Здесь не могу не добавить, что идея создания таких игр почерпнута мной из работ Е.С. Лавут, педагога дополнительного образования из Симферополя и Н.Е. Шатовской, учителя астрономии и физики одной из московских школ.
Примеры таких игр в прикреплённом файле. |