Модуль «Фила», остающийся в теневой зоне кометы Чурюмова- Герасименко, вероятно, сможет возобновить работу в марте. Европейский исследовательский модуль «Фила» который в ноябре 2013 года совершил первую в истории космонавтики посадку на ядро кометы 67/Р Чурюмова- Герасименко, продолжит работу через пару месяцев. Об этом недавно на пресс-конференции в Париже сообщил глава французского Национального агентства космических исследований CNES Jean-Yves Le Gall (Жан Ив Ле Галь). «Мы надеемся, что уже в марте солнечный свет позволит подзарядить батареи модуля, чтобы возобновить его научную работу», — сказал он. При этом будет восстановлена связь с модулем, а при прохождении перигелия мы сможем «увидеть такое, что даже не могли вообразить, особенно когда комета окажется рядом с Солнцем».
Как известно, модуль благополучно «приземлился» на поверхность ядра кометы. Однако сама посадка из-за отказа гарпунного устройства причаливания прошла в нештатном режиме. В результате этого «Philae» оказался в незапланированном месте посадки со сложным, скалистым рельефом местности. Более того, как показали уже первые сеансы связи, аппарат оказался в ложбине между двух скал (валунов), которые осложняли не только проведение запланированных научных экспериментов, но и само нормальное функционирование научного модуля. Значительное затенение солнечных панелей модуля снизили возможность их подзарядки, существенно ограничив ресурс работы аппарата. Исчерпав энергозапас бортовых аккумуляторов, «Philae» прекратил работу – преждевременно завершил исследования и перешел в «спящий» режим.
Период активного пребывания научного модуля на поверхности кометы составил немногим более 70 часов. И хотя на сбор и передачу на Землю научной информации было потрачено намного меньше времени, чем запланировано, удалось сделать немало. «Фила» смог пробурить поверхность кометы, взять пробы грунта. Проведены ряд других уникальных исследований и измерений на поверхности кометы Чурюмова- Герасименко. Уже на подлете к ядру кометы сделанные снимки выявили неоднородность строения ядра кометы. Против ожидания ядро кометы оказалось не сплошным образованием, а как бы «слепленным» из блоков разного размера, сама же поверхность ядра кометы покрыта довольно толстым слоем смерзшейся пыли, снега и грязи (до 10 см и более). Не исключено, что именно это «кометное покрывало» и стало причиной неэффективной работы гарпунного устройства в момент первого касания поверхности. Как показали первые замеры бортового магнитометра, поверхность кометы лишена магнитного поля. Плотность верхних слоев кометы составляет около 400 кг/куб. м, что значительно меньше плотности воды. Температура поверхность кометы составила от –135 до –155 град. С. Конечно, объем сведений, переданных с борта «Philae», несопоставимо мал с тем массивом информации, который был запланирован и мог бы быть получен при активной работе научного модуля.
Впрочем, ситуация с возобновлением исследований на борту «Philae» не безнадежна. Сохраняются немалые шансы на возобновление и продолжение работы аппарата. Анализ показывает, что в настоящее время в процессе движения модуля с кометой улучшаются условия освещенности панелей его солнечных батарей. Находясь на поверхности ядра кометы и продолжая движение вместе с ним по нисходящей траектории к нашему светилу, научный модуль и его панели с каждым днем получают все большее количество солнечного света. Это позволит подзарядить солнечные батареи «Philae», установить связь с Землей и продолжить исследования. (Благо все научные приборы на борту модуля находятся в работоспособном состоянии). Данные телеметрии также показали, что пенетратор инструмента MUPUS, находящегося на борту модуля не сломался, а только затормозил свою работу, встретив при бурении поверхности кометы более твердые породы. Он также сможет продолжить работу при условии достаточной подзарядки солнечных батарей зонда, которые попав в тень, пока не обеспечивают необходимой энергией работу оборудования. Сам орбитальный аппарат Розетта в настоящее время находится на близкой орбите сопровождения кометы. По расчетам ученых в феврале 2015 года аппарат сможет сблизиться с кометой на расстояние всего в 6 км от ее поверхности. Такой допустимо низкий пролет, полагают ученые, даст возможность получить снимки поверхности с высоким разрешением (до 10 см на пиксель). Полученные снимки дадут новые сведения о пористости поверхности кометы, ее альбедо. Облет также позволит более тщательно (в непосредственной близости) изучить процессы выброса кометной пыли и газов из ядра кометы в период быстро нарастающей ее активности.
© NewsInMir.com |